Добро пожаловать на сайт, посвященный методике Марии Монтессори.
RSS

Роль педагога в методике Монтессори


Если Вы хотя бы однажды присутствовали на занятиях в монтессори-группе, то, наверняка, обратили внимание на поведение педагога. Скорее всего, Вам показалось странным, что монтессори-педагог практически не участвует в процессе воспитания и обучения, а большую часть времени он просто сидит и наблюдает. Если Вы увидели именно это, значит Вы были на правильных занятиях Монтессори. Именно так и должен вести себя педагог во время занятия. Почему? Ответ на этот вопрос – в данной статье.

Роль педагога в методике Монтессори

Главное действующее лицо на занятии по методике Монтессори – ребенок. К чему мы привыкли? Учитель объясняет – дети слушают. В монтессори-группах все обстоит иначе.
Дети активно работают с материалами, причем сами выбирают, с какими и насколько долго им хочется заниматься. В результате малыши не только осваивают полезные навыки, но и учатся принимать решения, самостоятельно познавать окружающий мир.

Что при этом делает педагог? Во-первых, он создает специальную среду, благоприятную для самостоятельной работы и обучения детей, и помогает детям освоиться в этой среде. Он готовит монтессори-материалы, а на занятии объясняет детям (и взрослым тоже), что с ними можно делать. Это, наверное, самая очевидная и привычная из его задач.

А самое непривычное, конечно, то, что дальше педагог не делает ничего! На самом деле, не совсем так, но того, что «принято», монтессори-педагог действительно не делает. Он не дает детям строгих и обязательных для всех заданий и не вмешивается в действия ребенка, если тот сделал ошибку. Монтессори-материалы разработаны с пониманием того, что ошибки неизбежны, и дают малышам возможность самим увидеть и исправить свою ошибку. Как это сделать, педагог тоже объясняет детям во время презентации (так называется объяснение работы с материалом).

Что педагог делает на самом деле – так это наблюдает. Это – одна из основных его задач. Мария Монтессори считала, что педагог должен быть помощником ребенка, но при этом помощь не должна быть навязчивой и препятствовать самостоятельному развитию малыша. Поэтому помощь заключается не в том, что взрослый делает вместо ребенка то, что у того не получилось. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности. И, исходя из этого, предоставляет ему для выбора более простые или более сложные материалы – те, с которыми малышу по силам сейчас справиться самому.

Еще один момент, который может показаться странным – монтессори-педагог разговаривает с ребенком, сидя на корточках. Зачем взрослый «ползает по полу»? Все очень просто – чтобы быть на одном уровне с ребенком, выступать в качестве коллеги и помощника. Детям проще общаться, находясь на одном уровне с собеседником. Согласитесь, ведь вам тоже приятней видеть лицо, а не ноги собеседника!

Но педагог работает не только с детьми. Больше всего времени дети проводят не в группе, а дома, с родителями, поэтому еще одна задача мотессори-педагога – объяснить родителям, как продолжать работать с ребенком в домашних условиях. Поэтому дома родители должны постараться воссоздать ту же благоприятную среду для развития ребенка. Еще на занятиях родители учатся правильно хвалить малыша, правильно запрещать, наблюдать за действиями ребенка и мягко контролировать его работу, не вмешиваясь в нее.

Автор: не указан
Источник: сайт montessory.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий